Пятница, 29.03.2024, 15:49
электроника
Форум Мой профиль
РегистрацияВход/Выход

Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ
Категории
Новости [22]
Новости мира электроники!
Статьи [50]
Схемы, конструкции, полезные материалы и т.д.
Чат
Что интересного
 Блог электроники
Главная » 2013 » Январь » 21
... Читать дальше » )?-->
Низкочастотное оформление

 Основные проблемы при конструировании акустических систем вызывает выбор низкочастотного акустического оформления. При его расчете необходимо учитывать не только характеристики динамической головки, но и акустические свойства помещения на низких частотах (передаточную характеристику). Для бытовых помещений ее влияние невелико, но салон автомобиля в силу малых размеров уже становится одним из элементов акустического оформления. Поэтому самые радикальные любители начинают создание аудиосистемы с выбора соответствующего автомобиля.


 Передаточная характеристика салона

 Салон автомобиля ввиду малых размеров оказывает существенное влияние на воспроизведение звука, особенно в области низших частот. Для этой области можно выделить две особенности: локальные дефекты АЧХ, вызванные резонансными явлениями, и подъем АЧХ на низших частотах. Воздействие указанных факторов в совокупности называется передаточной характеристикой салона. Поэтому автомобильный сабвуфер вне машины нормально звучать не будет, так же, как и ¦домашний¦ = в машине.

 Для сигналов тех частот, длина волны которых намного меньше максимального размера салона (как правило = его длины), звуковое давление определяется колебательной скоростью диффузора, и теоретически его можно считать постоянным (волновой режим излучения). Возникающие на практике локальные дефекты АЧХ = результат интерференции стоячих волн, о чем мы поговорим позже.

 Для сигналов самых низких частот звуковое давление изменяется в пределах салона практически синфазно (компрессионный режим излучения). В пределах компрессионной зоны звуковое давление определяется амплитудой колебаний диффузора и теоретически растет обратно пропорционально частоте с крутизной 12дБ/окт. В первом приближении (без учета потерь) можно считать, что частота, на которой подъем АЧХ составляет 3 дБ, равна


Fз=Vs/2Lmax=170/Lmax,


  где
 Fз = граничная частота (Гц), 
 Vs=340 м/с = скорость звука, 
 Lmax = максимальный размер салона (м).
 ¦Ока¦ -80 Гц
 ¦Классики¦ и ¦зубилы¦ 65=70 Гц
 ¦Универсалы¦ имикроавтобусы55=60 Гц

Однако на практике подъем АЧХ с такой крутизной происходит в диапазоне примерно одной октавы, после чего подъем замедляется. Поведение АЧХ на самых низких частотах определяется герметичностью конкретного кузова и конечной жесткостью кузовных панелей, поэтому реально подъем составляет 12=15 дБ и весьма индивидуален. Для участка от 40 до 80 Гц кривые для большинства легковых автомобилей практически совпадают и в расчетах можно принимать среднее значение F3=63 Гц.




Рисунок 1. Передаточная характеристика салона легкового автомобиля средних размеров [ ... Читать дальше »
Прикрепления:
Категория: Статьи | Добавил: Denis_K | Дата: 21.01.2013 | Комментарии (0)

... Читать дальше » )?-->

 В результате постоянных экспериментов по улучшению данных акустических систем, помощи всем знакомым по построению их домашних комплектов, накопилось несколько моментов, которые стоит обсудить отдельно. Эти моменты важны и значительно облегчают жизнь тем, кто еще только собирается сделать свои АС. 

 Итак. TQWP это достаточно простое оформление, которое доступно в изготовлении и прощает многие ошибки при расчетах и изготовлении и дает очень неплохие результаты при малых затратах. 

  1. Самый сложный вопрос у новичка возникает с тем, какой же динамик можно ставить в TQWP. Динамик, который может работать нормально в открытом ящике или экране. Теоретически это значит, что упругости подвеса должно полностью хватать, чтобы на резонансной частоте с минимальной амплитудой и временем переходных процессов возвращать в нулевое положение подвижную систему после импульсного воздействия. Чем ниже по амплитуде будут колебания подвижной системы динамика после импульса - тем меньше будет уровень гармонических искажений, а чем меньше время колебаний - тем и самих колебаний меньше и меньше будет самих этих номеров гармоник. Чем тяжелее подвижная система - тем больше проблем. Чем тяжелее - тем мощнее должна быть пружина подвеса и тем больше потерь на трение в этой пружине должно быть, чтобы демпфировать саму пружину и сократить время установления. Тем сложнее такие колебания задавить ... 

 Типичным весом подвижной системы современных 12" широкополосных головок является величина 30-40грамм. Меньше - лучше, больше хуже для нашего случая. Кроме того, большую роль играет и величина линейного перемещения подвижной системы, которая ограничивается величиной магнитного поля и высотой намотки катушки. Подробнее почитать можно в специализированной литературе. НО для нас интересны динамики с величиной линейного перемещения не меньше +-2мм в противном случае, на вопрос "А если погромче" вам придется отвечать " А мне громко и не надо". Гы Гы Гы. 4-6мм линейного перемещения для 12" головки более чем достаточно в большинстве случаев для домашнего применения. Ну и последний показатель это полная добротность. Показатель полной добротности прямым образом показывает характер баса такого динамика в оформлении TQWP и косвенным образом показывает может ли динамик работать в TQWP. 0.5 - 0.7 то, что нужно рассматривать. При Qts=0.5 бас может показаться затянутым и размытым в худшем случае, а при 0.7 и выше сухим поджатым. При полной добротсности больше единицы говорить о басе как то не этично. Так что выбирать из этого диапазона. 

 Ну и практически процесс оценки возможности использования в TQWP динамика на глазок)) просто сделать в домашних условиях. 

 Делаем экран дома из куска фанеры или другого листового материала. Врезаем динамик и слушаем его на приемлемой громкости, которая комфортна для данной комнаты и предпочитаемой музыки. Если динамик на этой громкости на мидбасе и середине играет чисто и без значительных искажений - то смело экспериментируем дальше с TQWP. Самым лучшим тестом при этом будет тест динамика в ящике без задней стенки и внутренней перегородки, который соответствует будущей АС. Если динамик выдержал экспертизу, то переходим ко второму сложному вопросу. 

  2. Какую частоту настройки взять, какой программой пользоваться при расчетах. А вот тут нужно опираться на предыдущие эксперименты. В идеале - нужно сделать замер динамика в том самом "тестовом ящике" но вместе с задней стенкой вставить матрас со звукопоглотителем. Таким образом, мы получим АЧХ от динамика в ящике заданных габаритов без учета отдачи от резонатора. Сопоставив получившийся результат, определяем частоту, на которую стоит настраивать ящик. Допустим, динамик в ящике имеет плавный спад от 100герц и резонансную частоту в районе 70 герц. Таким образом - настраиваем ящик на резонансную частоту от 60 до 70 герц. И сильно демпфируем звукопоглотителями все остальные пики резонанса ящика кроме первого. Если динамик имея спад на 150герцах имеет резонансную частоту 45-50 герц, то снова настраиваем на 40-45 герц и уже меньше поглотителя, оставляем первый и второй пик резонанса ящика. Это даст отдачу из порта от 40 до 100 герц с плавным спадом и выровняет всю отдачу. Главное, чтобы при всей этой настройке, резонансная частота динамика не вылетела за пределы +_0.75*Фрез настройки Ящика. Т.Е. при настройке оформления резонатора скажем 50герц, динамик может иметь резонансную частоту от 37герц до 62герц и при этом, основной резонанс будет задемпфирован акустически повышенным сопротивлением среды в ящике. 

 Вот как выглядит АЧХ 75ГДШ-3-3 в измерительном ящике, видно в первой части описания про TQWP. 

 Вот так выглядит АЧХ из резонатора при малом заглушении:

  ... Читать дальше »

Прикрепления:
Категория: Статьи | Добавил: Denis_K | Дата: 21.01.2013 | Комментарии (0)

Copyright Блог электроники 2024
Поиск
Архив записей
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика
Друзья