Собрали вот таких малышей по оригинальному проекту Иштвана: http://www.sonido.hu/adat_pdf/diy-sfr145-box.pdf. Парень долго думал какие ему сделать белые или черные, решил сделать одну такую, другую такую. Ну а нам чего, нам не жалко МДФ 18 мм, отделка акрил, полу-мат.
Параметры производителя: http://www.sonido.hu/adat_pdf/sfr-145.pdf Мои: Thiele-Small parameters: Re = 6.30 ohms[dc] Le = 165.18 uH L2 = 543.19 uH R2 = 15.52 ohms Qt = 0.29 Qes = 0.30 Qms = 9.93 Mms = 4.98 grams Rms = 0.204778 kg/s Cms = 0.001206 m/N Vas = 10.45 liters Sd= 78.54 cm^2 Bl = 6.513401 Tm ETA = 0.91 % Lp(2.83V/1m) = 92.74 dB
Added Mass Method: Added mass = 6.00 grams Diameter= 10.00 cm
Судя по сравнению паспортных и снятых параметров малыши явно еще не догрелись, хотя работали несколько дней, видимо правду говорят, что их нужно мять около 100 часов.
Итак начнем. Малыши хитрые - используют заднюю стену и пол как продолжение своего рупора. Оптимальное расстояние до задней стены - 40 см. Очень лихо трясут диван и даже пытаются давить в грудь с расстояния около 3 метров в помещении общей площадью 25 м кв. Сравнение графиков и личных впечатлений в очередной раз показывают что рупорные системы живут все-таки немного по другим законам, чем обычные колонки. Первое чем поражают малыши это конечно бас и мид-бас - откуда там оно в них берется совершенно не понятно. Все очень живо, слитно, мягкие бумажные высокие звучат конечно не так аналитично и рассыпчато как привычные купола, но если смотреть трезвым взглядом, то их равномерность и достоверность как для ШП просто феноменальная, подобного качества шириков я пока еще не слышал Сшивка второго диффузора с основным просто невероятная. Я честно - до последного думал что Иштван врет со своими АЧХ из паспортов. Нет! Похоже он таки сделал невозможное! Действительно все ровно! Заставить их хоть чуть-чуть покрикивать можно только на особо громких моментах и то далеко не всегда и не каждым диском!
Но некоторые легенды мы все-таки разрушим.
Легенда номер 1. Теперь расставим точки над "i" относительно рабочих уровней такой конструкции. Ходит много легенд совершенно диаметрально противоположного содержания про адекватные для ШП уровни, реальное количество и качество баса. Я не слышал Лоутеров, Гудмансов и других представителей "элиты", но что могу сказать про сегодняшних малышей. Я не знаю у кого там мало баса от огромных рупоряг на 8" дорогучих шириках, но у этих пиндюрок баса столько что если сделать еще больше, то это будет просто перебор. Причем бас не томный и не гундосый, а быстрый и четкий, даже не побоюсь этого слова "рупорный". Кто привык к томному мурчанию может не понять, кто в теме - очень удивится услышав. Значит-ли это, что можно устроить с их помощью драм-н-бэйс дискотеку или закрыв глаза представить себя на концерте AC/DC в фан зоне? Естественно нет. Мы все взрослые люди, для этого нужны другие мощности и другие колонки. Но вот представить что у тебя в комнате сидит живой гитарист или певец - запросто. Даже барабанщик. Выше 40-50Гц диффузор демпфируется намертво и малышня запросто выстукивает снейр-драмом так что первые два дня все время бегаешь смотреть - не вылетели-ли еще эти беленькие маленькие игрушечные штучки Гитара, да что там гитара, даже контрабас звучит ну просто бесподобно, при чем ничего не надо домысливать - все ноты жирно, полновесно, с мельчайшими подробностями и дрожанием дивана и груди (!). Про голос даже рассказывать не буду - это надо слышать. Кайф просто таки наркотический Колонки реально усаживают тебя и заставляют выволакивать все новые и новые пластинки - потому что реально интересно и их хочется слушать и слушать, не то что не вызывают утомления, а наоборот задурманивают так что хочется привалиться и никуда уже не идти Можно-ли слушать на них электронику и рок? Можно. Но смотря какие и с какой целью. Если какой-нибудь трип или интеллигентное техно или хаус, то супер - ставлю знак качества и даю благословение как заядлый электронщик и джедай-любитель. Все щелчки, структура звуков, объемные эффекты передаются бесподобно. Dire Straits со своими супер-басами звучит так что хочется уписяться как маленькой собачке. Если-же нужны колонки от которых хочется иногда получить звон в ушах и протрясти печень и другие органы (я не говорю что это плохо, это дело тоже тонкое и нужное), то попросту нет смысла переводить таланты этих малышей - девайс далеко не дешевый (хотя для своих возможностей я считаю что более чем недорогой) и он просто ориентирован на немного другие ценности, выгоднее будет пожертвовать все-таки этой супер-слитностью и комфортом и купить что-то пусть менее живое, но более брутальное. Легенда номер 2. Говорят что такие колонки должны играть от двухваттных ламповых однотактов. Бред сивого коня. Совершенно нормально они работают и с моими любимыми 3886 и даже с крикливой 200-ваттной Ямахой, не так объемно и детально конечно, но сказать что хочется закрыть рот руками и убежать в уборную я не могу т.к. никаких ужасающих эксцессов и удифильской кары небесной от такого атеистического союза на меня не низверглось. У теперешнего хозяина чудесненько себе поют от недорого Кембриджа на тех-же лм-ках. Они кстати прекрасно выдерживают ватт наверно 10 в пике так точно, при этом при выходе за хмакс они не хрипят и не трещат, просто начинают, я бы сказал "мягко компрессировать", а хороший демпинг транзисторов им точно не вредит, как и любым другим здоровым колонкам. Так что тут откровения тоже не получилось Единственное что наверно я бы сделал для совсем уж полного кайфа - это наверно срезал их вторым порядком герц на 40-50, будет вообще чума. Легенда номер 3. Говорят, что у шириков диаграмма "голову в тиски", "прибить себя гвоздем", "убить себя об..." (хотя это наверно лучше сделать тем кто так говорит) и т.д. Ну что я вам скажу. Она не такая как у обычных АС это да. Если поставить их по старой привычке - чуть развернув в стороны как обычные колонки, то таки да - ждет разочарование. Как сказал один форумчанин: "жена будет слушать одну колонку, ты вторую", так и будет По-этому не стоит заниматься самобичеванием, а нужно сразу поставить их как положено для такого типа АС, а именно - образовать равносторонний тругольник, направив оси колонок точно на его вершину которая "слушатель", но вершина эта должна быть не на месте прослушивания и не сзади него, а где-то в 0,5-0,7 метра перед. Т.е. оси колонок должны пересекаться не на свит-споте, а в полу метре перед ним. Тогда все становится на свои места. Сцена чудесным образом не начнет бегать за вами по всей комнате, но зоной комфортного прослушивания станет как минимум весь диван, а то и шире. При этом человек сидящий сбоку не будет слушать одну колонку, а будет просто сидеть сбоку живой, нормальной сцены, что, согласитесь вполне естественно и не без (продолжите сами).
Долго думал, собирал все в кучу, надеюсь многим будет интересно, т.к. самого беспокоило большинство освещенных вопросов, ну и вот они, собственно ответы - теперь на практике. Всем кто дочитал - спасибо за внимание!
материал взят отсюда - http://rogozhinalex.narod2.ru
|