|
Категории |
|
|
Новости
[22]
Новости мира электроники!
|
Статьи
[50]
Схемы, конструкции, полезные материалы и т.д.
|
|
|
|
|
Блог электроники |
|
Главная » Статьи
...
Читать дальше »
)?--> В результате постоянных экспериментов по улучшению данных акустических систем, помощи всем знакомым по построению их домашних комплектов, накопилось несколько моментов, которые стоит обсудить отдельно. Эти моменты важны и значительно облегчают жизнь тем, кто еще только собирается сделать свои АС. Итак. TQWP это достаточно простое оформление, которое доступно в изготовлении и прощает многие ошибки при расчетах и изготовлении и дает очень неплохие результаты при малых затратах. 1. Самый сложный вопрос у новичка возникает с тем, какой же динамик можно ставить в TQWP. Динамик, который может работать нормально в открытом ящике или экране. Теоретически это значит, что упругости подвеса должно полностью хватать, чтобы на резонансной частоте с минимальной амплитудой и временем переходных процессов возвращать в нулевое положение подвижную систему после импульсного воздействия. Чем ниже по амплитуде будут колебания подвижной системы динамика после импульса - тем меньше будет уровень гармонических искажений, а чем меньше время колебаний - тем и самих колебаний меньше и меньше будет самих этих номеров гармоник. Чем тяжелее подвижная система - тем больше проблем. Чем тяжелее - тем мощнее должна быть пружина подвеса и тем больше потерь на трение в этой пружине должно быть, чтобы демпфировать саму пружину и сократить время установления. Тем сложнее такие колебания задавить ... Типичным весом подвижной системы современных 12" широкополосных головок является величина 30-40грамм. Меньше - лучше, больше хуже для нашего случая. Кроме того, большую роль играет и величина линейного перемещения подвижной системы, которая ограничивается величиной магнитного поля и высотой намотки катушки. Подробнее почитать можно в специализированной литературе. НО для нас интересны динамики с величиной линейного перемещения не меньше +-2мм в противном случае, на вопрос "А если погромче" вам придется отвечать " А мне громко и не надо". Гы Гы Гы. 4-6мм линейного перемещения для 12" головки более чем достаточно в большинстве случаев для домашнего применения. Ну и последний показатель это полная добротность. Показатель полной добротности прямым образом показывает характер баса такого динамика в оформлении TQWP и косвенным образом показывает может ли динамик работать в TQWP. 0.5 - 0.7 то, что нужно рассматривать. При Qts=0.5 бас может показаться затянутым и размытым в худшем случае, а при 0.7 и выше сухим поджатым. При полной добротсности больше единицы говорить о басе как то не этично. Так что выбирать из этого диапазона. Ну и практически процесс оценки возможности использования в TQWP динамика на глазок)) просто сделать в домашних условиях. Делаем экран дома из куска фанеры или другого листового материала. Врезаем динамик и слушаем его на приемлемой громкости, которая комфортна для данной комнаты и предпочитаемой музыки. Если динамик на этой громкости на мидбасе и середине играет чисто и без значительных искажений - то смело экспериментируем дальше с TQWP. Самым лучшим тестом при этом будет тест динамика в ящике без задней стенки и внутренней перегородки, который соответствует будущей АС. Если динамик выдержал экспертизу, то переходим ко второму сложному вопросу. 2. Какую частоту настройки взять, какой программой пользоваться при расчетах. А вот тут нужно опираться на предыдущие эксперименты. В идеале - нужно сделать замер динамика в том самом "тестовом ящике" но вместе с задней стенкой вставить матрас со звукопоглотителем. Таким образом, мы получим АЧХ от динамика в ящике заданных габаритов без учета отдачи от резонатора. Сопоставив получившийся результат, определяем частоту, на которую стоит настраивать ящик. Допустим, динамик в ящике имеет плавный спад от 100герц и резонансную частоту в районе 70 герц. Таким образом - настраиваем ящик на резонансную частоту от 60 до 70 герц. И сильно демпфируем звукопоглотителями все остальные пики резонанса ящика кроме первого. Если динамик имея спад на 150герцах имеет резонансную частоту 45-50 герц, то снова настраиваем на 40-45 герц и уже меньше поглотителя, оставляем первый и второй пик резонанса ящика. Это даст отдачу из порта от 40 до 100 герц с плавным спадом и выровняет всю отдачу. Главное, чтобы при всей этой настройке, резонансная частота динамика не вылетела за пределы +_0.75*Фрез настройки Ящика. Т.Е. при настройке оформления резонатора скажем 50герц, динамик может иметь резонансную частоту от 37герц до 62герц и при этом, основной резонанс будет задемпфирован акустически повышенным сопротивлением среды в ящике. Вот как выглядит АЧХ 75ГДШ-3-3 в измерительном ящике, видно в первой части описания про TQWP. Вот так выглядит АЧХ из резонатора при малом заглушении:
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> Часть 1
После периода первых граммофонов, в которых повсеместно использовались рупорные громкоговорители, популярность последних резко упала вследствие относительно большого размера, сложности изготовления и, следовательно, высокой стоимости. Несмотря на то, что сегодня широкополосные рупорные системы используются лишь отдельными энтузиастами, большинство экспертов единодушно отмечают ряд достоинств звучания, присущих этому типу громкоговорителя, особенно высокую степень реализма и ¦присутствия¦. В статье кратко изложена история рупорных громкоговорителей, и более подробно = теоретические и практические сведения, необходимые для грамотного проектирования. Приведены данные для разнообразных видов рупоров.
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> Часть 2 В предыдущей части статьи выделены физические принципы, лежащие в основе действия рупоров, и показано, как, следуя некоторым основным правилам, получить от рупоров звучание потрясающей ясности и реализма. Однако (и это тоже очевидно), что, если кто-либо не готов сооружать и эксплуатировать чрезвычайно большие и дорогостоящие конструкции, при попытке уменьшить размеры до более приемлемых можно элементарно растерять многие из потенциальных качеств рупоров. Дальнейшее обсуждение посвящено способам, принятым при проектировании корпусов для рупорного оформления.
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> Мне удалось послушать "малый Onken" в Москве гораздо позднее получения на руки SP со статьей об этих легендарных колонках. Вместо Altec работали наши 4А-32 с магнитами ЮНДК 35ТБА (в народе - Альнико). Сказать, что был убит - мало, как только достану (куплю) бакелизированную фанеру, 20 мм толщины, затею строительство таких же, пусть выгоняют из дому. А. Б. "Onken" - имя, не употребляемое повседневно среди западных аудиофилов. Для тех же, кто знает, о чем идет речь, это имя стоит в ряду рафинированных произведений современного audio. Несмотря на их малую распространенность и огромную цену, головки и ящики Onken среди немногих, имеющих статус культовых во всем мире. Основатель компании Eijiro Koizumi ввел прекрасно сработанные динамики на рынок Японии в начале семидесятых. И оформление и головки были разработаны в консультации с профессором акустики Токийского Университета, весьма почитаемого японскими аудиофилами. И в отличие от многих изделий японской экзотики, практически не ведомой никому дальше островов, Onken обладает счастливой судьбой и международной известностью. Молодой франкояпонский инженер и журналист Жан Хирага (Jean Hiraga) стал проводником этой популярности. Он писал для французского аудиожурнала Revue du Son и в 1977 году организовал журнал для любителей поделать своими руками - L'Audiophile. Хирага жил и работал в Японии, как раз во время блистательного явления Onken и задачей его стало наведение моста между аийюкультурами Японии и Франции. В одном из первых номеров L'Audiophile опубликовал оформление НЧ громкоговорителя Onken, в свою очередь заимствованное от Jensen 1938 года. Этот журнальный материал явился ответом на вопросы читателей о том, что же применить совместно с высококачественным СЧ рупором. Для многих независимых экспериментаторов поиск подходящей СЧ системы оказался действительно непростой задачей и Хирага предложил французам решение. На основании многочисленных опытов прослушивания, L'Audiophile рекомендовал Altec 416-8B, как возможную замену чрезвычайно редкому и дорогому 15" (дюймовому) низкочастотнику в классическом ящике Onken* (См. Рис.)
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> Прошло уже не мало времени с момента, как я создал эту Акустику. Стал замечать негативные явления, связанные с этой работой в той, или иной, степени, поэтому - решил поделиться с Вами моей конструкцией колонки. Поиски в акустике были направлены только на практические результаты. Итак, после долгих экспериментов, я создал конструкцию, которой дал название - Торнадо. Привожу один эскиз с моих официальных бумаг из патентного бюро Германии. На нём наглядно показана конструкция колонки. В нижней части она открытая, то есть, имеет непосредственный контакт с помещением.
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> Просматривая проекты Валентина и Владимира Пронина о создании Торнадо, также решил построить АС на небольших динамиках 25ГДН3-4 в оформлении Торнадо. Динамики неплохие, ФИ типа, как раз для небольших колонок, то - что и нужно для постройки миниТорнадо. Колонки планируются как мобильный вариант, для возможности переноски и прослушивания музыки на работе или в гараже. Материал применил обычный - ДСП . Пока сделана одна АС , снята АЧХ и импеданс головки. Виброплата из текстолита приклеена на силикон.
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> В результате постоянных экспериментов по улучшению данных акустических систем, помощи всем знакомым по построению их домашних комплектов, накопилось несколько моментов, которые стоит обсудить отдельно. Эти моменты важны и значительно облегчают жизнь тем, кто еще только собирается сделать свои АС. Итак. TQWP это достаточно простое оформление, которое доступно в изготовлении и прощает многие ошибки при расчетах и изготовлении и дает очень неплохие результаты при малых затратах. 1. Самый сложный вопрос у новичка возникает с тем, какой же динамик можно ставить в TQWP. Динамик, который может работать нормально в открытом ящике или экране. Теоретически это значит, что упругости подвеса должно полностью хватать, чтобы на резонансной частоте с минимальной амплитудой и временем переходных процессов возвращать в нулевое положение подвижную систему после импульсного воздействия. Чем ниже по амплитуде будут колебания подвижной системы динамика после импульса - тем меньше будет уровень гармонических искажений, а чем меньше время колебаний - тем и самих колебаний меньше и меньше будет самих этих номеров гармоник. Чем тяжелее подвижная система - тем больше проблем. Чем тяжелее - тем мощнее должна быть пружина подвеса и тем больше потерь на трение в этой пружине должно быть, чтобы демпфировать саму пружину и сократить время установления. Тем сложнее такие колебания задавить ... Типичным весом подвижной системы современных 12" широкополосных головок является величина 30-40грамм. Меньше - лучше, больше хуже для нашего случая. Кроме того, большую роль играет и величина линейного перемещения подвижной системы, которая ограничивается величиной магнитного поля и высотой намотки катушки. Подробнее почитать можно в специализированной литературе. НО для нас интересны динамики с величиной линейного перемещения не меньше +-2мм в противном случае, на вопрос "А если погромче" вам придется отвечать " А мне громко и не надо". Гы Гы Гы. 4-6мм линейного перемещения для 12" головки более чем достаточно в большинстве случаев для домашнего применения. Ну и последний показатель это полная добротность. Показатель полной добротности прямым образом показывает характер баса такого динамика в оформлении TQWP и косвенным образом показывает может ли динамик работать в TQWP. 0.5 - 0.7 то, что нужно рассматривать. При Qts=0.5 бас может показаться затянутым и размытым в худшем случае, а при 0.7 и выше сухим поджатым. При полной добротсности больше единицы говорить о басе как то не этично. Так что выбирать из этого диапазона. Ну и практически процесс оценки возможности использования в TQWP динамика на глазок)) просто сделать в домашних условиях. Делаем экран дома из куска фанеры или другого листового материала. Врезаем динамик и слушаем его на приемлемой громкости, которая комфортна для данной комнаты и предпочитаемой музыки. Если динамик на этой громкости на мидбасе и середине играет чисто и без значительных искажений - то смело экспериментируем дальше с TQWP. Самым лучшим тестом при этом будет тест динамика в ящике без задней стенки и внутренней перегородки, который соответствует будущей АС. Если динамик выдержал экспертизу, то переходим ко второму сложному вопросу. 2. Какую частоту настройки взять, какой программой пользоваться при расчетах. А вот тут нужно опираться на предыдущие эксперименты. В идеале - нужно сделать замер динамика в том самом "тестовом ящике" но вместе с задней стенкой вставить матрас со звукопоглотителем. Таким образом, мы получим АЧХ от динамика в ящике заданных габаритов без учета отдачи от резонатора. Сопоставив получившийся результат, определяем частоту, на которую стоит настраивать ящик. Допустим, динамик в ящике имеет плавный спад от 100герц и резонансную частоту в районе 70 герц. Таким образом - настраиваем ящик на резонансную частоту от 60 до 70 герц. И сильно демпфируем звукопоглотителями все остальные пики резонанса ящика кроме первого. Если динамик имея спад на 150герцах имеет резонансную частоту 45-50 герц, то снова настраиваем на 40-45 герц и уже меньше поглотителя, оставляем первый и второй пик резонанса ящика. Это даст отдачу из порта от 40 до 100 герц с плавным спадом и выровняет всю отдачу. Главное, чтобы при всей этой настройке, резонансная частота динамика не вылетела за пределы +_0.75*Фрез настройки Ящика. Т.Е. при настройке оформления резонатора скажем 50герц, динамик может иметь резонансную частоту от 37герц до 62герц и при этом, основной резонанс будет задемпфирован акустически повышенным сопротивлением среды в ящике. Вот как выглядит АЧХ 75ГДШ-3-3 в измерительном ящике, видно в первой части описания про TQWP. Вот так выглядит АЧХ из резонатора при малом заглушении:
Первый пик резонанса во всей красе от 27 до 60 герц, второй во всей красе от 70 до
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> Собрали вот таких малышей по оригинальному проекту Иштвана: http://www.sonido.hu/adat_pdf/diy-sfr145-box.pdf. Парень долго думал какие ему сделать белые или черные, решил сделать одну такую, другую такую. Ну а нам чего, нам не жалко МДФ 18 мм, отделка акрил, полу-мат.
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?-->Рассчет рупорного сабвуфера - программа HORNRESP (Horn Loudspeaker Response Analysis Program)
Прикрепления: |
...
Читать дальше »
)?--> Статья адресуется аудио-любителям и меломанам, увлекающимся самостоятельной сборкой акустических систем и содержит краткие, но исчерпывающие инструкции, которые позволят самостоятельно рассчитать и изготовить лабиринтную акустическую систему по разработанной мной методике и методу сворачивания. Представляю разработанную мной простую и удобную конструкцию АС типа свернутый лабиринт, он же «четвертьволновой резонатор постоянного сечения», он же «резонатор - органная труба», он же «трансмиссионная линия постоянного сечения». Конструкция хорошо зарекомендовала себя простотой расчета и изготовления, высокой жесткостью корпуса, быстрым и четким воспроизведением нижнего и верхнего НЧ диапазона, без эффекта «одной ноты» характерного для НЧ оформлений, основанных на классических ФИ-резонаторах Гельмгольца/Альберта Тураса, которые представляют собой механический резонатор, основанный на упругой пульсации давления воздуха внутри АС, тогда как лабиринт представляет собой акустический четвертьволновой резонатор. Дополнительными преимуществами четвертьволновых резонаторов перед классическим ФИ являются ламинарность потока воздуха на выходе порта резонатора и малость его скорости в канале, что в сумме с большей относительно классических ФИ портов площадью излучения дает полное отсутствие турбулентных призвуков на любых уровнях громкости и на порядок меньший, так называемый, room-gain – резкое увеличение амплитуды излучаемого АС звука на частотах, совпадающих с основным геометрическим резонансом помещения. Также к достоинствам можно отнести абсолютную стабильность характеристик резонатора и слабую восприимчивость к девиациям параметров динамических головок ввиду низкой добротности резонатора, но при этом также и достаточную свободу в настройке звучания, не смотря на невозможность внесения изменений в собранную конструкцию. Эта возможность достигается путем регулирования добротности резонатора путем заполнения канала различными звукопоглощающими материалами в разных количествах и с разным распределением по каналу. Итак, АС представляет собой вот такую конструкцию:
...
Читать дальше »
Прикрепления: |
|
|
|
Copyright Блог электроники 2024 |
|
|
|
Друзья |
|
|
|
|